Знать цену себе – удивительно востребованное качество, которое в современном мире определяет успешность человека. Но как можно воспитать в ребенке уверенность в себе и нужно ли это делать, вопрос риторический.
Важно! Нельзя, чтобы адекватная самооценка малыша, а потом и подростка, перерастала в самоуверенность, эгоцентризм.
Уверенность нужна для жизни. Она диктует, какое место займет ребенок в детском коллективе, потом влияет на рост по карьерной лестнице, выбор спутника жизни, даже на мировоззрение!
Факторы, влияющие на уверенность ребенка.
1. Родители. С рождения и до подросткового возраста мальчики и девочки считают мерилом справедливости маму и папу. И если они говорят, что их чадо одевается как чучело, то нечего удивляться, почему малыш считает себя недостойным нормальных друзей, работы и любви в принципе.
Важно! Детскую самостоятельность нужно поощрять. В случае неуместно выбранного наряда, неудачной поделки или очередного 10-го места в соревнованиях по бегу лучше поддержать ребенка.
Полезно проанализировать ситуацию и выделить основные моменты. За положительные хвалят, а отрицательные стараются преодолеть в будущем. Можно продумать варианты, как усовершенствовать мастерство.
2. Друзья. Они получают авторитет после 10 – 13 лет. Старшему поколению психологи советуют только следить, с кем общаются их наследники.
Говорить, что Ваня и Петя – плохие друзья, нельзя. Это спровоцирует желание дружить «назло». Но кто запрещает деликатно намекнуть: «сын, присмотрись к товарищам», или «дочь, подумай, такие друзья тебе нужны?».
3. Психологические особенности. Задумываясь, как воспитать у ребенка уверенность в себе, нужно осознавать нюансы темпераментов личности.
Активным холерикам это качество присуще на уровне рефлекса. Поколебать их самооценку сложно даже прямым указанием в лоб. Живчики-сангвиники тоже быстро приходят в себя после разочарований. Они искренне смеются над своими промахами. Неудачи их не смущают.
Невозмутимые флегматики воспринимают негативные явления своей личности как трамплин к достижению заоблачных высот. Они трудолюбивы, настойчиво оттачивают мастерство.
Больше всего проблем в плане проработки неуверенности в себе встречают меланхолики и их родители. Дети с повышенной чувствительностью сомневаются в себе даже тогда, когда их заслуги признают другие. Но такое понятие, как вера в себя, легко корректируется. Главное – не упустить момент.
Советы, правила для родителей.
Есть способы, помогающие формировать самооценку на должном уровне:
- Не стеснять малыша, когда он делает первые шаги в своем выборе. Пусть и выглядит это нелепо.
- Всегда находить преимущества в результатах его деятельности, научить видеть это в других людях. Навык замечать хорошее – отличное качество и для взрослого человека!
- Читать сказки, в которых главный герой был смелым и не унывал («Приключения Тома Сойера») или, наоборот, все его считали неудачником, а он спасал мир («Человек-Паук»).
- Достаточно включить ребенка в сказку. Можно собрать уличную труппу из детей-актеров, где каждый будет в центре внимания.
Иногда проще отвести ребенка на спортивную секцию или записать на кружок, где он разовьет природные способности и найдет друзей по интересам.
Родителям тоже не помешает совершенствовать самооценку. Не стоит обсуждать при малыше начальство или внешний вид соседки, комментировать поступки родственников. Чувство собственного достоинства воспитывается в дружелюбной среде.
Положительным моментом становится и создание уютной атмосферы домашнего очага, где с детьми считаются.
Правила для взрослых:
- Уверенного в себе ребенка воспитывают те, кто называет его по имени. Хотя уменьшительно-ласкательные слова тоже приемлемы, но в дошкольном возрасте. Потом школьные друзья могут высмеять за это.
- Нельзя сравнивать. Пресловутые «а вот Маше лучше тебя делает уроки», а «Даша более воспитанная» способны нанести непоправимый вред детской самооценке. Такие подростки редко вырастают людьми с чувством собственного достоинства. Пока Маша и Даша строят свою жизнь, становятся счастливыми, кто-то выстраивает судьбу по чужому шаблону и страдает от внутренних противоречий.
- Также не употребляют оскорбительные выражения по отношению к детям. Учат не обижать других, но уметь постоять за себя. Прививают уважение к окружающим людям, объясняют, что успех в делах достигается благодаря упорству и труду. За других нужно радоваться и сопереживать, а не завидовать и злорадствовать.
Мальчики и девочки: прививаем смелость, боремся со страхами.
Неуверенность ребенка в себе продиктована завышенными ожиданиями взрослых. Ставить планку малышам нельзя, но контролировать и направлять – нужно. Гендерный, то есть половой, аспект обязательно учитывают.
Мальчикам прививают основные ценности, заручившись простыми фактами, примерами. Лучше, если это делает отец. Положительным моментом станет посещение маленьким мужчиной спортивной секции. В свободное время нужно приглашать его друзей домой, ведь воспитание мальчика в коллективе – неотъемлемая часть образовательного процесса.
С девочками проще в одном: нужно быть с ними мягче, позволять им иногда оставаться капризными. Важно привить умение просить помощь, принимать ее с благодарностью, но без лишней неловкости. Тогда во взрослой жизни такие барышни не станут собираться замуж за первого парня, который помог донести сумки из магазина.
Также важно, чтобы у девочки была мама. Ее советы, совместные прогулки, первые уроки мейк-апа и умение готовить суп окажут влияние на образ девочки – будущей жены и матери.
Любовь родителей, безусловная и всепрощающая, дарит уважение, заботу и ощущение безопасности. Дети, выращенные в такой среде, ничего не боятся.
А старшему поколению можно подыскать интересные примеры из биографий известных людей, которые не отличались успеваемостью или внешней красотой. Так, Чехов имел тройки по литературе, Маяковский писал с ошибками, Эйнштейна считали неудачником, Пушкин отличался «неудом» по математике.
Внешняя красота – тоже не обязательный атрибут счастья, а счастливым людям не нужно никому ничего доказывать. Чего можно пожелать всем детям!