В дошкольном возрасте дети учатся общаться с окружающими их людьми и по мере взросления этот круг общения увеличивается. Чем малыш дошкольного возраста становится старше, тем ему интересней общаться со сверстниками. Как же протекает общение детей дошкольного возраста со сверстниками? Какие проблемы могут возникнуть во время совместной деятельности?
Общение детей со сверстниками
Почему же общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми? Все дело в том, что у таких коммуникаций имеются особенности:
- Главным отличием является то, что дошколенок ведет себя раскованно и непринужденно со сверстниками. В общении происходит эмоциональный всплеск, который сопровождается криками, смехом, спорами, иногда драками. Общение детей со сверстниками побуждает их на выражение эмоций путем мимики. Согласитесь, взрослые быстро устают от такого “сумасшествия” и стараются скорее прекратить его.
- Следующей особенностью можно выделить желание быть индивидуальностью и не следовать строгим правилам. В процессе игры, а дошкольники так в основном общаются, малыши могут себе позволить покривляться, принять смешные позы, передразнивать друг друга, придумывают свои интересные истории и новые слова. Такое поведение очень важно в развитии индивидуальности, раскованность в общении.
- Самой “конфликтной” отличительной чертой можно назвать неумение слушать собеседника, вести диалог. У дошкольников преобладают инициативные действия, поэтому часто происходят конфликты между ними.
Особенности общения дошкольников со сверстниками
Особенности общения детей дошкольного возраста проявляются поэтапно, по мере взросления и получения навыков общения. Общение ребенка с детьми одинакового возраста проходит тяжелый воспитательный путь. Этот процесс можно разделить на возрастные этапы в общении детей: младший, средний и старший дошкольный возраст.
Младший возраст приходится на промежуток от 2 до 4 лет.
В этом возрасте общение ребенка фокусируется на подражании себе подобных, точнее дети видят свое отражение в сверстнике. Они прыгают, бегают друг за другом, повторяют движения, кричат, при этом наблюдают за партнером.
Однако, внимание маленького человека переключается быстро на красивую вещь или игрушку, желание делиться “в корне” отсутствует и без вмешательства взрослых может разгореться конфликт. Поэтому в младшем дошкольном возрасте с детьми лучше играть без лишних предметов и игрушек в хороводные игры (каравай, кошки — мышки и тому подобное).
При чем, дети данного этапа взросления не обращают внимания на победы и заслуги соперника, даже если похвала идет от взрослого. Кроха общается со сверстником на уровне эмоций. Замечали ли Вы, сколько восторга вызывает у одногодок обнаружение одинаковых предметов в одежде. Взрослые в силе налаживать взаимоотношения в детском коллективе путем выявления “общих” качеств.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) происходит переломный момент отношений малыша со сверстниками. Если раньше малыши играли просто сидя рядом, то теперь для детей важно участие однолеток в игре. В процессе воспитательной деятельности ребята наблюдают и оценивают товарищей, переживают зависть и ревность.
Сравнивая своих сверстников ребята оценивают, утверждают себя, выявляют свои таланты и умения. В этом возрасте главной задачей мальчишек и девчонок — привлечь внимание сверстников. Чтобы организовать совместное времяпровождения ребенка со сверстниками, необходимо помочь с выбором игры, лучше сюжетно — ролевой. Пусть дети придумают новый интересный сюжет и обыграют, так конфликтные ситуации можно уменьшить.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) можно увидеть в скачке межличностных отношений между сверстниками. Дети взрослеют и могут общаться на темы не только касающиеся игрушек или вещей. Они рассказывают как прошел выходной, делятся своими чувствами, интересуются мнением партнера, сопереживают и встают на защиту.
Старшие дошколята выбирают близких по духу товарищей и группируются по 2-3 человека, высказывая явную привязанность к своим друзьям. Конечно, бывают и проблемы на данном этапе взросления, ведь дошколята уже имеют свое мнение и сопернические качества не “остыли”.
Трудности в общении детей дошкольного возраста проскальзывают на каждом этапе взросления крохи. Чтобы они проходили более плавно, родителям нужно давать направления в правильное русло.
Какие же формы общения можно встретить? Большее внимание привлекает отрицательная форма общения детей, она выражается в агрессии, избыточной обидчивости, стеснительности и прочее.
В поведении дошкольника агрессия имеет место быть в несправедливых ситуациях, однако, мало кто захочет дружить с агрессивным мальчиком или девочкой. Еже ли агрессия является обычной реакцией на любые замечания, обращения, то родителям стоит обратиться к специалисту.
Обиженный кроха не доставляет особых неудобств для окружающих, впрочем, и дружить с ним не просто. Обидчивые дети могут подолгу не выходить из такого состояния и замыкаться в себе.
Стеснительные дети обычно находятся в стороне и боятся сделать первый шаг к знакомству. Даже когда с застенчивым малышом пытаются наладить контакт, будь то взрослые или сверстники, он прячется, молчит. Происходит это в большинстве случаев из-за заниженной самооценки, они боятся сделать что-то не так.
Еще одной формой общения является демонстративность. Такой малыш “выпячивает” себя и свои достижения перед всеми, хвастается красивой игрушкой. Совершая хороший поступок, такой малыш думает только о демонстрации своих умений. С подобными детьми сверстники с неохотой общаются, однако это общение необходимо самому “демонстратору”.
Не обращать внимания на такое поведение ни в коем случае нельзя. Родители иногда не подозревают о последствиях, которые будут мешать малышу во взрослой жизни.
Существуют две формы общения ребенка со сверстниками: эмоционально — практическую и ситуативно — деловую. Эмоционально — практический жанр коммуникаций чаще встречается в младшей дошкольной группе, проходит в реальной обстановке и подчиняется условиям нахождения в ней. Основные конфликты происходят из-за неумения делиться, ждать, терпеть.
Ситуативно — деловая форма формируется в возрасте 4 лет и продолжается до первого класса. Здесь происходит формирование ролевых качеств. Ребята с удовольствием вживаются в роль, тем самым ведут общее дело.
Общение детей дошкольного возраста
Общение детей дошкольного возраста со сверстниками необходимо для гармоничного роста, укрепления своего “я”, формирования своей точки зрения. Когда дошкольник общается только со взрослыми, у него нет возможности самосовершенствоваться и познавать мир.
Развитие лидерских качеств, смелости, добродушности может происходить только на уровне партнерских взаимоотношений. Играя без взрослых, ребята могут выдумывать новые правила, появляется возможность проявить инициативу, поддерживают друг друга в той или иной ситуации.
Конечно, возрастные особенности взаимодействия детей играют большую роль, но роль родителей в конфликтной ситуации направить игру в правильное направление.
Каждый родитель, который заботится о будущем своего чада, оценивает поведение сына или дочери. Корректирует (при необходимости) и старается посеять сильные, волевые, гуманные, морально устойчивые качества человека. Нормальное общение в коллективе в будущем зависит от коммуникации дошкольников со сверстниками сейчас. Научите дошколят адекватно относится к окружающим своим примером.